Новости здравоохранения Краснодарского края

Лента не найдена.

Фотогалерея

IMG 6179
TZCD8075
IMG 6210
IMG 6206
COVID 19

Членораздельная речь является основным инструментом коммуникации в человеческом обществе.

Сформировавшаяся речевая деятельность представляет связь функции мышления и мышечной деятельности органов артикуляции: губ, языка, голосовых связок, придаточных пазух лицевого скелета.

Первые три года в жизни ребенка являются периодом наиболее бурного созревания головного мозга. В этот же период в основном заканчивается овладение ребенком основами устной речи на родном языке, отрабатывается взаимосвязь всех функциональных звеньев в системе речевых механизмов.

Становление членораздельной речи происходит в несколько этапов. Человеческие взаимоотношения на основе звуковой коммуникации начинаются задолго до того, как появляется осмысленная речь. В этом доречевом периоде происходит созревание и замыкание тех звеньев, которые функционально обеспечивают речевую деятельность. Морфологические структуры, необходимые для этого, делятся на периферические и центральные: это – органы слуха, воспринимающие звуки речи, органы артикуляции – воспроизводящие эти звуки и две области в коре головного мозга: речеслуховая и речедвигательная, осуществляющие переработку слуховой информации и структурирующие речевые сигналы.

Формирование звуковой коммуникации на первом году жизни определяется как подготовительный этап в развитии речи, но без этого этапа вообще невозможно овладеть речью. Первый звуковой сигнал новорожденного ребенка – это его крик. Это общебиологическая реакция, свойственная всему классу млекопитающих, на нарушение гомеостаза: новорожденный лишается средств жизнеобеспечения от матери – происходит первый вдох, а на выдохе, когда воздух проходит через голосовые связки, раздается крик. Поскольку взрослый определенным образом реагирует на крик ребенка, этот крик приобретает коммуникативное значение. На протяжении первых месяцев жизни крик является единственным средством коммуникации со взрослым, но за этот период происходит так называемая кортикализация крика. Ребенок выражает криком свое состояние – голод, боль, желание эмоционального общения со взрослым. Полученные ответные реакции взрослого на соответствующие ситуации дают начало первым корковым связям, носящим социальный характер. Кроме того, подкорковое управление мышечной деятельностью органов артикуляции при крике обеспечивает более совершенную работу голосовых связок, что важно для интонационного обеспечения речи. Синхронность в развитии голосовых связок является основой для появления на 2 мес. жизни звуков гукания и гуления, отражающих спокойное состояние ребенка. Из звуков речи на первом году жизни появляются звуки лепета, слоги, а к концу первого года – первые облегченные слова, имеющие смысловое значение.

Однако на первом году жизни доминирует формирование различных интонаций, без которых речь обеднена эмоционально и которые у ребенка, не владеющего еще смысловой структурой речи, являются основным средством коммуникации.

Интонации крика имеют определенные электроакустические характеристики, которые определяются как интонация недовольства. Свои общие для всех языков характеристики имеют интонации спокойного гуления. Затем на этой основе отрабатываются так называемые повествовательные интонации, специфичные для различных языков (русский, английский и т. д.). Все интонации, кроме интонации крика, формируются в общении со взрослым и обычно в такой последовательности: интонации радости (комплекс оживления), просьбы (дай руку, сделай ладушки), вопроса (где часики? и т. д.). Это интонации, используемые в речевом общении (хотя существуют различные вариации). Формирование и активное использование всех интонаций в конце первого, начале второго года жизни является показателем оптимального развития всей системы речевой деятельности.

Однако неправильно думать, что на первом году формируется только интонационная система языка. Параллельно идет и овладение звуками речи – морфофункциональное созревание артикуляционного аппарата позволяет ребенку произносить звуки речи – сначала гласные, они менее сложные для артикуляции и имеют в своей основе те протяжные гласные, которые содержатся уже в крике, – это а, е, у. На основе общения со взрослым и подражания электроакустические характеристики этих звуков приобретают значения, характерные для родного языка.

Заключительный момент подготовительного периода – это появление смыслового значения комбинации речевых звуков. Это происходит в виде развития понимаемой, а затем и активной речи.

Весь познавательный период проходит на фоне активного общения взрослого с ребенком.

На первом этапе формируется «речевой» слух: ребенок вычленяет из общих шумовых факторов звуки человеческой речи. Он замирает при разговоре взрослых, прислушивается. Но для этого необходимо исключить все громкие дополнительные звуки и шумы, в противном случае этот процесс затягивается. Второй этап – подражание, когда взрослый склоняется над ребенком, отчетливо произносит звуки сначала гуления, а затем лепета, вызывая мимическое и голосовое подражание. Третий этап – это формирование слуховой связи между словами, характеризующими определенные действия (кормление, одевание и т. д.), и отчетливое интонирование речи взрослого. Четвертый этап – установление первых смысловых связей между действиями, предметами и словами. На уровне подготовительного периода не только формируется и отрабатывается речевое общение, но и устанавливаются межличностные связи, крайне важные в последующей жизни человека, лежащие в основе его социальной адаптации.

Речевое развитие неразрывно связано с формированием личностных качеств. Неспособность использовать речь как средство общения, привычка к тому, что взрослый реагирует только на проявление неудовольствия (плач, агрессия и т. д.), приводят к формированию аффективного развития и поведения. В условиях семейного воспитания к концу первого полугодия второго года жизни ярко выражен скачок в смысловом обогащении активной речи ребенка. Сам словарь расширяется очень медленно. К 1 г. 6 мес. у ребенка в запасе около 30 слов. До 1 г. 3 мес. – 1 г. 4 мес. он пользуется в основном облегченными словами (ав, би‑би и т. д.). В 1 г. 6 мес. некоторые слова ребенок начинает произносить правильно.

При нормальном речевом развитии следующий скачок происходит после 1 г. 6 мес. К концу второго года словарный запас обычно составляет около 300 слов. Появляются двухсловные фразы. Дети свои действия сопровождают словами, обращаются с речью к взрослому (мама дай, возьми и т. д.). К 1 г. 10 мес. облегченные слова активно заменяются правильными. Речь ребенка начинают понимать не только близкие, но и другие взрослые. Таким образом, к двум годам речь становится средством общения. Этот процесс оказывает влияние на весь ход умственного развития, меняет восприятие ребенка, формирует правильные представления об окружающем, т. е. становится основным фактором развития.

На третьем году вся жизнь ребенка регулируется на уровне речевого общения. Кроме того, ребенок начинает усваивать основные грамматические законы родного языка. В этом возрасте часто появляется так называемое словотворчество, когда ребенок придумывает свои собственные слова.

  Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Советы родителям по развитию речи детей.

  1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и правильной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому, следите за правильностью своей речи.
  2. Разговаривайте с ребенком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка). Говорите о том, что вы делаете, что делают другие и т.д. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам – учителю – дефектологу, логопеду, невропатологу.
  3. Учите ребенка понимать и выполнять словесные инструкции.
  4. сначала простые, затем сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)
  5. Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.
  6. Игра – основной вид деятельности ребенка, поэтому больше играйте в интересные игры, развивающие мелкую моторику рук, с пальчиками, с предметами. Незаменимы в развитии мелкой моторики игры с пластилином, рисование, пальчиковая гимнастика, которая сопровождается небольшими стишками.
  7. Чаще читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки, задавайте вопросы по картинкам: Где собачка? Это кто? Что делает?
  8. Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.
  9. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.
  10. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: « Как догадался?», «Почему?».

Занимайтесь каждый день, и ваши усилия обязательно будут вознаграждены. А ведь для мамы главная награда услышать – Мамочка, я тебя люблю!

002

Используемая литература:

- Э.Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3 лет»

- М.А. Аралова «Игры с детьми раннего возраста»

- Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет»

- О.Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста»

- Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин «Развитие и воспитание детей в домах ребенка».